Продолжаю пересказ книги Майкла Джанда «Сожги своё портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах».
Перепроверяйте результаты своей работы. У разных специалистов будут разные моменты для проверки. Превратите критическую оценку в игру — подмечайте ошибки в работе других дизайнеров в журнале, меню ресторана, объявлении.
Иногда правки и пожелания клиента превращают ваш шедевр в дерьмо. Лучше не думать о гордости, сражаясь с клиентом и доказывая правильность вашей идеи. Просто сделайте как можно лучше то, что он просит. Он хочет, чтобы трава была розовой, — пусть это будет лучшая из всех розовых трав.
Реальность такова, что лучший дизайн приходится создавать исходя из желаний клиента, даже если они идут вразрез с хорошим (как вы считаете) вкусом.
Иногда в самом замечательном дизайне окажется дефект, который заметит клиент. Например, вы забыли изменить что-то, о чём он просил, опечатались в названии компании клиента (в «Проекторате» было такое в прототипе для компании Nikon), нарушили срок, не поставив в известность клиента. Остерегайтесь дефектов, перепроверяйте. «И так сойдёт» — не вариант.
Нельзя добиться успеха, тупо воплощая пожелания клиента, становясь «оператором фотошопа или акшуры». Можно сделать 2 версии: одна будет полностью соответствовать требованиям, вторая будет более оригинальным решением. Предложите аргументы в пользу второго варианта — вы заработаете дополнительные очки, даже если заказчик её не примет. Попробуйте улучшить предоставленный текст или иллюстрации, а не просто используйте предоставленное.
Постоянно задавайте вопрос «Как сделать это лучше»?
Что если если клиент всё воспринимает в штыки? Из книги «Шок и трепет: как достичь быстрого превосходства» (Харлан Ульман и Джеймс Уэйд, Национальный университет министерства обороны, 1996) вооружитесь 4 признаками быстрого военного превосходства:
На этапе предпродажи: пошлите клиенту сувениры, сделайте предложение раньше запланированного, пригласите на обед, доставьте предложение лично в распечатанном и сброшюрованном виде (вместо отправки PDF), сделайте скидку для благотворительной организации или исходя из объёма заказа, попросите своего руководителя отправить предложение от его имени.
На творческом этапе: сделайте больше макетов, чем ждёт клиент, или что-то в соседней области (не только прототип, но и хороший текст для главной страницы), отправьте не только макеты, но и их распечатки (вместе с сувениром или коробкой конфет). Завершите работу раньше. Сделайте более интерактивный прототип, чем ожидает клиент.
В конце проекта: отправьте счёт с меньшей суммой, чем клиент ожидает. Например, не выставляйте счёт за то, что вы учли дополнительные требования, даже если он готов их оплачивать.
Примечание от меня: автор предложил очень странный совет. Иногда я добавляю в прототип функциональность, которая отсутствовала в требованиях, но это обусловлено тем, что изначально невозможно предусмотреть всё, и такие нюансы включены в стоимость. Я говорю клиенту, приведёт новое требование к изменению стоимости или нет. Но если мы обсудили стоимость дополнительной работы, он за неё платит. И если вы решили сделать скидку, потребуется разумное объяснение.
Учитесь подать результат своей работы. Самый простой вариант — презентовать лично. Разместите на своём сайте страницу с макетами, вашим логотипом и контактной информацией. Покажите, как продукт работает в контексте, в окружающей среде (если речь о логотипе или плакате).
Разные варианты решения представляйте отдельно, чтобы клиент рассмотрел их индивидуально, а не сравнивал между собой.
Работа выполнена, пора отправить, но появилась идея лучше? Предлагать второсортное решение нельзя. Если поджимают сроки, можно отправить её с пояснением, что в такой-то срок появится улучшенный вариант.
«Рыба», которую мы используем, пока нет контента, не должна попасть в конечный продукт. Чтобы рыба не стала потом проблемой:
Час работы сотрудника отдела дизайна в Riser стоит 100 долларов (2013-й год, когда книга была опубликована впервые). В этой профессии время решает всё. Повышайте эффективность своей работы:
Чтобы сделать большой проект в сжатые сроки, распишите все задачи. Чем больше проект, тем мельче должно быть дробление. Назначьте ответственного и срок выполнения для каждой задачи. Старайтесь работать с опережением.
Залог развития дизайнерской компании:
Для повышения качества принят процесс:
Процесс, который годится группе из 3 человек с 10 проектами, может не подойти группе из 5 человек с 20 проектами. Несколько подходов к управлению проектами:
Создайте стандартный список действий и адаптируйте его для конкретного проекта. В главе «Как выбрать правильный путь» (доступна в Google Books) описаны действия компании Riser, сгруппированные по этапам:
Первыми сотрудниками Riser были младшие дизайнеры. Со временем они стали руководителями новых сотрудников. Появились авралы в конце рабочего дня, нужно учиться руководить:
Чтобы проект не развалился, помните, что первый этап проекта — не дизайн. Самое важное — достичь с клиентом взаимопонимания по мельчайшим деталям проекта. Уточните:
Примечание: был свидетелем ситуации, когда дизайнер не проговорил количественные характеристики и сделал макет шириной в 1200 пикселей, хотя клиент ожидал 1000. Работа велась по прототипу в 960 пикселей, и ожидание заказчика было вполне резонным. Это привело к обсуждению, которое неопытный дизайнер превратил в конфликт и потерял клиента.