Начинаю пересказ книги Майкла Джанда «Сожги своё портфолио! То, чему не учат в дизайнерских школах». В недавнем дизайнерском дайджесте были цитаты из неё, и оказалось, что книга — про самоорганизацию и работу с клиентами. Майк 10 лет в этом бизнесе и сейчас управляет своей студией Riser. Ему наверняка есть, что рассказать.

Работа в команде, навыки общения, в том числе с клиентами, производительность труда и деловая смекалка не менее важны, чем портфолио и дизайнерские способности.

Умение общаться

Прекрасные навыки в дизайне — только 15% успеха. Прочитайте книгу Дейла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей». Умение общаться с людьми — тоже товар, и люди готовы на него платить. В Riser самая большая зарплата у «президента» компании, который отвечает за контакты с клиентами.

Чтобы двигаться вперёд, старайтесь превзойти ожидания клиента или начальника: сделайте больше, сделайте быстрее и так далее.

Чтобы нормально воспринимать критику и совершенствоваться, помните, что вы и результат вашей работы — не одно и то же. Коллега дал совет — попробуйте его воплотить. Научитесь не просто воспринимать советы, а делать это с охотой. Старайтесь окружить себя людьми, которым вы доверяете по-человечески и профессионально.

Обращайтесь с людьми так, как вам хотелось бы, чтобы обращались с вами. Будьте с людьми любезны: коллеги могут стать клиентами, менеджеры со стороны заказчика перейти в другие компании. Общайтесь без высокомерия.

Чтобы быть приветливым, улыбайтесь, благодарите, обращайтесь к собеседнику по имени, вступайте в разговор с незнакомыми людьми, бескорыстно делайте добрые дела — и делайте это естественно.

В работе избегайте излишнего драматизма. Для этого:

  • Сделайте паузу, если почувствовали излишнюю эмоциональность;
  • Дайте коллеге прочесть ваше письмо перед отправкой клиенту;
  • Не берите на простую встречу всю проектную команду;
  • Выпустите пар, обсудив проблему с коллегой, и только потом садитесь за написание ответа клиенту.

 
Устанавливайте дружеские отношения в компании: вместе ходите перекусить и на спортивные мероприятия. Укрепляйте деловые связи в неделовой обстановке: вступайте в профессиональные сообщества и местные коммерческие объединения, будьте в социальных сетях. Делайте это ради искреннего интереса, люди поймут, если их просто используют.

Сложности в работе

Если есть негативная ситуация, не передавайте негатив дальше, не становитесь ещё одним его источником. Пробуйте устранить причину: если давит близкий дедлайн, возьмитесь за дело, а не тратьте время на жалобы. Предотвратите его появление: если тормозит компьютер, замените его. Жалобы должны идти снизу вверх, никогда не жалуйтесь подчинённым и коллегам.

Держите напряжение под контролем:

  • Сделайте перерыв, пройдитесь;
  • Наведите порядок на рабочем столе и в почте, чтобы не беспокоиться о том, что вы что-то упустили;
  • Сделайте подготовительную работу, чтобы ослабить напряжение от предстоящей задачи;
  • Запишите все задачи, которые необходимо решить, — их может оказаться меньше, чем вы думаете;
  • Посчитайте бюджет компании, поймите, насколько хватит имеющихся денег;
  • Напишите письмо клиенту и устраните возможную неясность в отношениях;
  • Потребляйте меньше кофеина, занимайтесь спортом, спите столько, сколько требуется организму, питайтесь правильно и возобновляйте старые отношения, которые вы, возможно, испортили.

 
Если случился факап, не жалуйтесь, не обвиняйте окружающих, ответьте на вопросы:

  • Что мне сделать, чтобы исправить эту ситуацию?
  • Что следует изменить в себе, чтобы подобное не повторилось?
  • Какой вывод можно из этого сделать?
  • Что нужно, чтобы уберечь других от такой ошибки?

 
Не будьте гордыми и цените то, чем зарабатываете на жизнь. Опыт чёрной работы даёт самых трудолюбивых, преданных делу и скромных сотрудников.

Не забывайте, что дизайн — это услуга. Ваша цель — облегчить жизнь клиентов, помочь им с их задачами под давлением внешних обстоятельств. Это требует терпения и соблюдения деловой этики.

Саморазвитие

Старайтесь стать ведущим игроком в своей команде, улучшайте навыки и приобретайте новые знания. Применяйте их, чтобы работать лучше и помогать своей команде и компании.

Если это не происходит естественным путём, развивайте навык выступления перед аудиторией. Не будьте бессловесным участником совещаний: готовьтесь к ним, записывайте, задавайте вопросы (возможно, заранее подготовленные), делитесь советами, высказывайте мнение, будьте готовы сделать комплимент.

Что вы делаете, когда в работе пауза? Какие у вас профессиональные планы? Что вы изучаете, чтобы их осуществить? Учитесь.

Что в вашей работе нуждается в улучшении? Что можете сделать вы? Инициатива во благо компании как правило вознаграждается.

Чем больше ролей вы можете сочетать, тем выше ваша ценность для команды. Стремитесь развиваться во всём, а не только в своей специальности.

Командная работа

Плохие новости распространяются сами, хорошим новостям надо помогать. Организуйте доставку хороших отзывов о вашей работе — начальству и всем членам команды.

Команда сделает больше, чем один человек. Работа в команде помогает превратить хороший дизайн в отличный. Даже далёкий от дизайна человек может дать ценный совет. Чем раньше вы получите обратную связь, тем лучше. Это касается не только дизайна: отправляете вы деловое письмо или считаете стоимость проекта.

Легко замечать недостатки других людей. Постарайтесь понять, чем они лучше вас, в результате:

  • Вы не выпячиваете своё превосходство над ними;
  • Можете оценить их по достоинству, что ведёт к созданию продуктивной атмосферы в коллективе;
  • Получите список того, что можно улучшить в себе.

 
Решайте проблемы, а не становитесь их частью (к вопросу о жалобах и обвинениях окружающих). Приходится работать допоздна — посмотрите:

  • Всё ли время вы используете эффективно?
  • Придумали, как исправить ситуацию на своём рабочем месте?
  • Попросили коллег помочь?
  • Делегировали?