Раз в году в Санкт-Петербурге проходит конференция для проектировщиков ProfsoUX. В прошлый раз организаторы зазывали «сомневающихся в себе» докладчиков — специалистов, которые фигачат и не думают о выступлениях. Видимо, надоело каждый год слушать одних и тех же профессиональных докладчиков.

Я решил рассказать о своих фейлах в работе с клиентами и сделать какие-нибудь полезные выводы. Такой доклад полезен начинающим проектировщикам, которые сами общаются с клиентами: фрилансят или работают в небольших студиях.

Доклад не подошёл. Вместо него организаторы предложили рассказать про фейлы в понимании задачи и подаче результата работы.

Понять задачу — это начальный этап работы проектировщика. Сложно вспомнить настоящие фейлы с этим. С подачей результата история была, но сделать на её основе целое выступление у меня бы не получилось. Я же не Питер Джексон.

В итоге выступать меня не пригласили, но подарили билет на конференцию. Такой вот лайфхак: хотите бесплатно попасть на ProfsoUX, попробуйте там выступить.

Сайт с дизайном только главной страницы

Первой расскажу ту самую историю про подачу, когда клиент вместо прототипа ожидал получить готовый сайт. Я работал тогда менеджером на этапе проектирования в «Вебмастере.СПб».

Одна архитектурная студия обратилась к нам за сайтом. Договорились сделать прототип, техническое задание и дизайн главной страницы — хороший комплект, чтобы потом отнести его разработчикам.

Подписали договор, после чего сотрудница, с которой договаривались, ушла в декрет. Вводные давал уже директор, он же смотрел прототип. Заподозрить непонимание стоило уже тогда, когда он пытался рассматривать в браузере html-код акшурного прототипа, а мы объясняли, что это говнокод и смотреть на него не надо.

Не знаю, как сотрудница описала суть нашей работы, но когда мы попытались сдать прототип, директор его не принял. Он ожидал получить «структуру сайта». В его понимании это работающий сайт, но без дизайна.

От возврата предоплаты спасло то, что в договоре была подпись директора и адекватное определение прототипа.

Выводы

1. Если со стороны клиента сменился менеджер, проговорите с ним суть и этапы вашей работы. Имя и контакты менеджера включайте в договор. Это подчеркнёт его значимость и немного усложнит замену.

2. В договоре дайте определение прототипа и других результатов вашей работы.

Свободно конвертируемая ставка

Однажды меня привлекло к проекту одно агентство, которое сейчас в десятке по рейтингу Теглайна для Петербурга. Предложили проект и возможность в дальнейшем устроиться в штат.

Чтобы примерно сориентировать по моей стоимости, я сообщил ставку для длительных проектов и работы в штате — на тот момент 70 000 рублей в месяц. Часовую ставку в 1000 рублей не называл. Уровень цен их устроил.

Я предложил встретиться, чтобы обговорить проект, формат сотрудничества и оценить всё проектирование. Но встреча больше походила на собеседование: от агентства было человек шесть, спрашивали про опыт и как бы я проектировал интерфейс абстрактного диспетчера такси. Проект не обсуждали.

Потом менеджер прислала разрозненные файлы проекта и задачу — прототип стартовой страницы. Условия договора мы ещё не обсудили, для отдельного проекта задача была слишком мелкой, и менеджер подала её в разговоре так, что я принял её за тестовое задание.

Сделал прототип за пару часов, отправил его и переключился на свои дела, пока менеджер не позвонила с наездом за то, что я не работаю по проекту. Я ответил, что для работы основания нет — конкретные условия не проговорены, договор не подписан.

Оказалось, агентство пересчитало 70 000 рублей в месяц в часовую ставку (примерно 440 рублей), уже работает со мной по почасовой оплате и ожидает полного вовлечения (сроки горят). Хотя я предупреждал, что занят текущими проектами и потребуется время, чтобы полностью переключиться на агентство.

Ставка мне не подходила, но я не стал её обсуждать. Просто отказался от сотрудничества. Такой мощный фейл в самом начале заставил усомниться в возможности договариваться с этим менеджером.

Выводы

3. Составьте список интересных вам форматов сотрудничества и оцените стоимость своей работы в каждом формате.

4. Лучше лишний раз спросить, что происходит, чем пытаться трактовать происходящее. В моём случае пригодились бы вопросы:

— Почему эта встреча больше напоминает собеседование, а не обсуждение проекта?

— Это тестовое задание? А если нет, почему мы до сих пор не проговорили формат сотрудничества и не подписали договор?

Успеть до нового года

В «Вебмастере.СПб» проектировали новый сайт для сети бизнес-центров. Всё прошло хорошо: мы несколько раз общались с собственником, придумали много интересных идей, немного затянули, но проект (прототип и ТЗ) сдали без проблем.

Проблемы были потом. Интересные идеи увеличили бюджет и срок проекта. По плану разработка едва успевала до нового года, а для клиента это было важно. По факту согласование дизайна сильно затянулось, и вероятность успеть до НГ устремилась к нулю.

Клиент в секрете от нас нанял другую студию. Они быстро создали довольно простой сайт, который и запустился к новому году.

Выводы

5. Всегда думайте о трудоёмкости реализации предложенных в прототипе решений.

6. Ориентируйтесь не только на дедлайн этапа проектирования, но и на дедлайн создания продукта в целом.