Завершаю пересказ одноимённой книги.

Как получить свои деньги

Чтобы платежи приходили без задержек, нужны правильные условия, чётко сформулированные соглашения и налаженные отношения.

Есть ли у клиента деньги

Перед стартом проекта проведите исследование или просто спросите клиента:

  • Есть ли у него деньги. Особенно следите за стартапами и серийными предпринимателями. Идут ли в компании изменения, из-за которых финансирование может прекратиться? Как устроен их бизнес, на чём они зарабатывают? Когда был последний раунд финансирования?
  • Выделен ли бюджет. Крупные организации сначала выделяют бюджет, а уже потом ищут подрядчика. Спросите: «Каков ваш бюджет?» и «Был ли он утверждён?»

 

Клиенты не любят такие вопросы. Они боятся, что предложение будет привязано к названной сумме. И оно действительно будет привязано. Если у клиента есть миллион, дизайнер предложит решение на миллион. Если есть 100 тысяч, дизайнер предложит другое решение. Нормальный дизайнер не будет за миллион продавать стотысячное решение. Но самое бесполезное — тратить время на обсуждение миллионного решения, если у клиента всего 100 тысяч.

Обсуждайте финансовые аспекты уверенно. Неопытным клиентам будет комфортнее отвечать на ваши вопросы, а опытные клиенты убедятся, что нанимают опытного подрядчика.

Порядок оплаты

Узнайте, кто будет оплачивать счёт. В небольших компаниях с этим проще. В крупных компаниях есть типовой процесс оплаты счетов, ознакомьтесь с ним. Вы должны ждать оплаты не от абстрактной бухгалтерии, а от конкретной Марии Ивановны. Подружитесь с ней, она подскажет, как ускорить процесс.

Иногда вместо крупных платежей удобно запланировать много мелких. Условия оплаты могут быть лучше, если счета не превышают определённую сумму.

Предоплата — стандартная практика в нашей отрасли. Для большинства клиентов это абсолютно нормально. Клиент, для которого это неприемлемо, просто играет на вашей неопытности.

Любой, кто делает что-то на заказ с учётом требований клиента, возьмёт предоплату. Если клиент исчезнет, исполнитель не сможет продать созданное, так как круг возможных покупателей либо мал, либо вовсе не существует.

Предоплата также укрепляет заинтересованность клиента. Не начинайте работу без предоплаты, если конечно это не исключительный заказчик вроде государственных учреждений.

Все платежи привязывайте к чётким вехам, к событиям, которые можно внести в календарь (например, заключительная презентация дизайна). Вехи должны быть под вашим контролем.

Не привязывайте оплату к финансовым показателям. Даже если ваша работа идеальна, что-то неподконтрольное вам может всё испортить (например, работа колл-центра).

Не стесняйтесь установить штраф за просрочку платежа. Он должен быть достаточно высоким, чтобы клиенту было не плевать на просрочки.

Остерегайтесь тех, кто относится к выплатам как к одолжению. Если клиент начинает острить на тему денег, уносите ноги.

Не соглашайтесь на плохие условия только ради того, чтобы получить работу.

Если оплата задерживается

Будьте спокойны. Не отступайте. Помните, вы заработали эти деньги.

Причины задержек:

  • Чаще всего это неорганизованность. Вместе с клиентом определите, на каком этапе задержка. Если платёж ещё не отправлен, напомните, что это надо сделать сегодня. Если отправлен, уточните параметры платежа;
  • Намного реже это серьёзная неприятность (например, кончились деньги). Договоритесь о поэтапных выплатах. Старайтесь не зависеть от одного клиента: работайте параллельно над большими медленными проектами и небольшими быстрыми;
  • Очень редко это злой умысел клиента. Если не получится договориться, призывайте юриста.

 

Сотрудничество

Дизайнеры

Команда создаст более качественное решение.

Критикуя, говорите о работе, а не личности автора. Начните с чёткого определения целей. Защищая работу, оставайтесь открыты хорошим идеям. Нужны уверенность в себе, ум и беспристрастность, чтобы позволить другим улучшить вашу работу.

Иногда в команде клиента есть свой дизайнер. И часто его существование скрывают. Обязательно найдите его: вы получите знания процесса изнутри, он получит возможность воплотить свои идеи, игнорируя корпоративную политику. Лучше объединиться и работать вместе, нежели конкурировать за внимание и ресурсы.

Подружиться не всегда просто. Возможно, штатный дизайнер провалил предыдущую попытку решить эту задачу. Возможно, он был против привлечения подрядчиков и проиграл.

Как работать вместе:

  • Уважайте друг друга, даже если ваши взгляды, идеи и подходы к решению задачи отличаются;
  • Распределите функции, не дублируйте друг друга, доверьте друг другу задачи целиком;
  • Важен успех проекта, а не личные достижения.

 

Mule Design отказывает клиентам, которые:

  • не довольны работой фирмы, с которой сейчас сотрудничают,
  • как раз «разрывают с ней отношения»,
  • хотят, чтобы Mule Design пересмотрели работу существующего подрядчика.

 

Всё, что вы скажете про работу другой команды, будет использовано против неё. Одно дело — конкурировать за тендер, и другое — способствовать чьему-либо увольнению. Пусть клиент сам разбирается с нанятой фирмой и уже потом приходит к вам.

Безобразная практика — публиковать свою версию дизайна для чужого проекта. Его авторы работали с ограничениями, о которых вы не знаете.

Другие люди

Обсуждайте идеи и проектные решения со всеми, кто в дальнейшем будет их реализовывать: разработчиками, маркетологами и так далее.

Если столкнулись с проблемой, как можно раньше сообщите руководителю проекта, чтобы он успел разрулить с клиентом и поправить план. Реально оценивайте время, придерживайтесь сроков, понимайте масштабы. Будьте человеком, на которого можно рассчитывать.

Визуальному дизайнеру стоит работать вместе с исследователями и информационными архитекторами. Показывая клиенту прототип, перестаньте говорить, что «он не отражает реальное расположение блоков». Привлеките визуального дизайнера, чтобы расположение блоков уже в прототипе было реальным.

Привлекайте разработчиков, чтобы не предлагать решения, которые сложно или невозможно реализовать. Не утверждайте дизайн у клиента, не обсудив его с разработчиками. Если есть технические ограничения, обсудите с инженерами, можно ли их обойти. Придётся их убедить, что игра стоит свеч.

Простой способ проверить, хороший ли перед вами маркетолог, — спросить «Не могли бы вы объяснить, что это значит» после того, как он что-то произнёс. Если он объяснить не может, это плохой маркетолог. Возьмите плохого дизайнера и плохого маркетолога, получите кучу жалоб с обеих сторон.

Не забывайте, что вы сами работаете в сфере маркетинга.

Привлекайте как можно раньше специалиста по контент-стратегии. Чем раньше вы получите понимание реального контента, тем лучше будет ваш дизайн.

Руководство дизайнерами

Если у вас в подчинении другие люди, старайтесь управлять качеством дизайна, а не людьми (их расписания, графики отпусков). Лучший способ получить наибольшую отдачу от опытного дизайнера — сделать так, чтобы он обучал других тому, что умеет.

Скорее всего, вы сделаете работу своего подчинённого быстрее и лучше, но не вмешивайтесь. Установите доверительные отношение, чтобы он хотел показывать вам незавершённую работу и признавался, если застрял. Никто не любит, когда стоят за спиной во время работы, у дизайнера должны стоять только вы.

Молодой дизайнер не будет полностью доверять вам как руководителю. Вместо того, чтобы признать проблему, он будет удивлён, что вы вообще её видите.

Как быть боссом:

  • Подчинённым нужно понимать, за что они отвечают, хорошо ли справляются, как сделать хорошо, к чему стремиться. Эти указания должен дать руководитель;
  • Нанимайте людей, которые умнее вас, или их наймут ваши конкуренты. Вам нужно быть умным лишь настолько, чтобы убедить их работать на вас и поддерживать заинтересованность;
  • Научитесь брать на себя ответственность за промахи команды и извиняться перед клиентом;
  • Знайте, когда пора расстаться с сотрудником. Правильные люди в конечном итоге оставят вас или займут ваше место. Не позволяйте сотруднику думать, что у него есть шанс, когда это не так.