Сегодня мы поразмышляем о результатах проектирования.
В процессе проектирования мы решаем, как должен работать будущий продукт, и документируем решения. Чем детальнее наши документы, тем лучше:
Всё это повышает шансы проекта на реализацию.
Карл Вигерс, автор книги «Разработка требований к программному обеспечению» подсчитал, что на американском рынке разработки 40% бюджета проекта уходит на переделки из-за того, что заказчик и исполнитель плохо сформулировали требования к продукту и вообще не поняли друг друга.
По мнению Алексея Бородкина, директора по продукту в Notamedia, на российском рынке эта цифра доходит до 60%.
Как ещё можно использовать артефакты проектирования? На примере прототипа:
Прототип — самый понятный артефакт. Если вы создали или получили от заказчика документ, в котором состав и компоновка страниц продукта описаны текстом, сделайте прототип. Прототипирование (визуализация уже придуманного решения) стоит в разы дешевле проектирования. Вот отрывок из реального технического задания:
«При нажатии на кнопку (ячейку с заголовком) появляется новая табличка с перечислением регионов (на новой странице), оформленная также в виде кубиков. На заднем фоне каждого кубика — картинка местного специалитета.
Наводя на регион, появляется краткая цифровая информация: Event-компании — 100 (заявок из региона); Отели 5* — 3; Отели 4* — 15… Количество услуг будет зависеть от того, сколько оставят заявок».
И так почти десять страниц. Уверен, если 5 человек визуализируют это, получится 5 разных вариантов и столько же разных оценок сложности проекта. А имелось в виду следующее:
Шаг первый
Шаг второй
Кстати, после получения интерактивного прототипа заказчик прокликал будущий продукт и внёс значительные правки в ТЗ: упростил структуру и убрал дублирующиеся функции.
Иногда прототипа недостаточно. Например:
И тогда создаются диаграммы и текстовые документы: функциональные спецификации, технические задания, технические требования, сценарии и так далее.
Заказчик знакомится с документацией. Если у него есть видение проекта, он хочет убедиться, что исполнитель видит то же самое. В остальных случаях он пытается понять, как исполнитель решит поставленную задачу. Для таких клиентов справедливо определение проектирования, сформулированное Егором Камелевым:
«Проектирование — это процесс визуализации хотелок заказчика с учётом переменных, о которых он узнает лишь во время этого процесса».
При этом важно понимать, что люди не любят читать. А если это сложный для понимания текст (как в примере выше) и если его надо согласовать, то миссия становится трудновыполнимой.
У военных такой проблемы нет. Офицер говорит: «Установить орудие на десять». Солдат подтверждает, что правильно услышал приказ: «Есть установить орудие на десять».
Но военные действуют в материальном мире, а у офицеров всегда есть видение. Сложно представить такой диалог:
— Увеличить через месяц конверсию сайта на 10%.
— Для увеличения конверсии я выделю ЦА, сформулирую УТП и создам для каждой целевой группы специализированный лендинг. (На самом деле солдат не понимает, сработает это или нет.)
— Выполняйте. (На самом деле офицер вообще не понял, что будет сделано.)
Когда Алексей Ёжиков работал директором по развитию Kelnik, он написал:
«Проектирование сайта — консультационная услуга по созданию образа будущего сайта, конечным результатом которой является одинаковое уточнение назначения, задач, структуры, функциональности, сценариев использования и тектоники сайта в сознании всей проектной команды».
В некоторых ситуациях можно отказаться от документов. Результат проектирования можно просто объяснить на встрече, если команда продукта не страдает от склероза и не собирается привлекать новых участников, которых потребуется ввести в курс дела. Но надо именно объяснить, а не просто рассказать. Чтобы образ продукта действительно попал в сознание.
Выше описан редкий крайний случай. Тоже крайний, но не такой редкий — пересылка артефакта без презентации и обсуждения комментариев с заказчиком. Так часто поступают начинающие проектировщики и в результате:
Если заказчик не вникнет, проблемы просто перенесутся на этап разработки. Это особенно важно компаниям полного цикла, которые проектируют и разрабатывают. Но и чистые проектировщики бывают заинтересованы в сохранении репутации и субподряда от компаний полного цикла.
Эд Кэтмелл, президент Pixar и Walt Disney Animation Studios в книге «Корпорация гениев» писал, что все люди ошибаются, и это нормально. Ваш процесс должен учитывать это и содержать механизм отлова и исправления ошибок.
Не бывает идеальных документов, в более-менее крупном прототипе всегда найдётся битая ссылка. Изучение документации заказчиком и обсуждение — важная часть процесса.
В процессе проектирования важны и создаваемые документы, и понимание. Вопрос в том, как заставить заказчика участвовать в обсуждении и читать документы.
«Мы ни разу не видели заказчика, который был бы заинтересован в результате, но отказывался бы обсуждать происходящее в проекте. Может, он просто избегает ответственности, которую вы хотите на него повесить? Так не вешайте. Например, забудьте слово "согласование". Только обсуждения, максимум презентации», — Ольга Павлова, «Как решать UX-задачи в ситуации незнания и самообмана».
Насчёт чтения документов есть одна забавная идея, о которой я напишу в следующий раз.