Заключительная четвёртая часть заметок с занятий вёрсткой на курсе Игоря Штанга.
Бывают:
Форматы:
1. Текст с заглавной буквы и с точкой в конце.
1) текст со строчной буквы и с запятой (или точкой с запятой) в конце,
а) если короткий текст,
— или такой короткий текст.
Графические маркеры можно:
Буллиты с кириллицей смотрятся неорганично, вместо них используем длинные тире. Если буллитов требует брендбук, уменьшаем их вес: оставляем только контур или заливаем цветом.
Иногда используют втяжки — просто отступ без графического маркера. Не подходит для многоуровневого списка.
Длинные списки оформляем цифрами.
Иерархия для кириллицы (Мильчин):
I. Римская цифра.
1. Арабская цифра.
а) буква,
— графический маркер.
Висящий предлог убираем в первый пункт списка. Пример:
Списки делятся:
1) на упорядоченные или неупорядоченные,
2) нумерованные или маркированные,
3) одноуровневые и многоуровневые.
В печати отступы до и после списка обычно не ставят. И между пунктами тоже, чтобы они воспринимались как группа. Отбивкой после списка иногда подчёркивают, что он закончился. Отбивкой до и после выделяют группу.
В вебе отступы между пунктами есть по умолчанию. Их уменьшают, чтобы были меньше отступа между абзацами (меньше половины строки). В бюро Артёма Горбунова не делают отступа между списком и обобщающими список словами. Игорь Штанг этот стандарт не разделяет.
Короткие пункты (например, состоящие из одного слова) верстаем без оступа, чтобы они шли друг за другом.
Иногда цифры не отделяют пунктуацией, если они и так отделены положением (например, отступом).
Размер и форму таблицы определяют её данные. Нельзя искусственно растягивать таблицу под формат, теряется связь между данными. Ключевая характеристика — компактность.
Иногда данные приводят к слишком длинным таблицам. С этим приходится что-то делать, вплоть до сокращения слов в шапке.
Если будет много таблиц, думаем об этом заранее:
Мильчин в «Справочнике издателя и автора» 77 страниц посвятил таблицам. Но его рекомендации касаются в основном текста.
Линейки и плашки создают визуальный шум, отвлекающий от данных в большинстве случаев. На экране шум особенно активен. В простых таблицах (не специальных бухгалтерских) можно убрать их без потери смысла.
Возможно смысловое выделение (см. годовой отчёт IKEA):
В вебе можно показать плашку только тогда, когда она нужна — подсветить строку или столбец при наведении курсора.
Если текст свёрстан правильно, почти всегда можно убрать вертикальные линии.
Функции таблицы:
Распространённые приёмы вёрстки:
Выравнивание:
В Индизайне есть табличный режим, в нём узкие цифры получают дополнительные отступы, чтобы попадать в разрядность. Если такой возможности нет, используем:
Иначе будет вот так:
125 114 000
882 569 000
Верстают столбцами:
Номер таблицы теперь верстают проще — по левому краю. Номера может и не быть. Если в шапке сочетаются однострочные и двухстрочные надписи, выравниваем по верхнему краю.
Как сделать таблицу проще в использовании, см. справочник Мильчина.
Моя перевёрстка таблицы на курсе:
Модульная вёрстка подразумевает, что иллюстрации прямоугольные.
Если часть фотографии сливается с фоном, восстанавливаем модульность:
Если обтравленная фотография обрезана:
Если обрез с нескольких сторон:
Обрезанную часть можно увести в полупрозрачность, если уместно по стилю и нельзя воспользоваться линейкой. Это любительский приём, обычно он выглядит неубедительно.
Акцентируем внимание на объекте. Много фона обычно не требуется, если нет задачи сделать скучно. Квадрат делает фото ещё скучнее. Как вариант:
Не режем:
Бывает сюжетное и композиционное движение (направление динамической массы). Если машина не едет, её нос всё равно куда-то направлен.
Если есть направление, объект должен смотреть на текст или внутрь разворота. Тогда композиция получается законченной.
Если есть набор фотографий, выделяем одну из них, например, размером. На старых новостных сайтах даже на большой странице всегда была главная фотография. Сейчас делают иначе: крупные фото появляются периодически, одна доминирующая иллюстрация на 1—3 экрана (см. Wonderzine).
Учитываем баннеры. Они могут спорить с главной иллюстрацией, а на странице товара — с фотографией товара. Товар обычно размещают в центре иллюстративного блока и обтравливают, а баннер занимает весь свой блок.
Не используйте их для спасения слабой вёрстки. Плохие сайты часто пытаются быть плашечными. Проблема в том, что они не подсказывают пользователю, что делать. Нужен акцент на главном сценарии.
Если нельзя переверстать, плашки спасут от разночтения и появления незапланированных взаимосвязей.
Или если мы не знаем, каким будет содержимое. В прошлой версии Пинтереста были рамки, в новой от них избавились и теперь вынуждены тонировать фотографии с белым фоном.
Рамкой можно вынести блок на отдельный слой.
В вебе полезно, но не обязательно:
Принцип, который важнее теории близости: сначала мы видим крупное пятно. Поэтому подписи всегда должны быть под изображениями. В каталоге IKEA обтравленные товары стоят очень близко друг к другу, но благодаря правильно расположенной подписи мы не путаем, где какой предмет.