Вторая часть заметок с занятий вёрсткой на курсе Игоря Штанга.
Конструкция — пространственное отношение элементов. Это текстовый скелет макета. Не путаем конструкцию с сеткой. Сетка — лишь один из инструментов. Не путаем с композицией. Композиция — это ещё и цвет с фактурой.
Работа над макетом начинается с полей. Текст по умолчанию не касается краёв формата. Нужно его определить, вот популярные:
Одни из самых распространённых:
Дин при делении пополам даёт сам себя. Квинта и кварта дают друг друга.
Если элементы стоят хорошо, иногда проще поменять формат, чем перекомпоновать их.
Поля:
Добавьте разницу в размеры полей, появится напряжение, элементы не будут болтаться где-то посередине. См. лекцию Игоря о графическом напряжении.
Начинающие дизайнеры часто прижимают плашку к тексту. Иногда так сильно, что нарушают правило внутреннего и внешнего.
Если это не макет газеты с плотным набором, когда соседние блоки поджимают, добавляем комфортные поля:
Зачастую нет прямой связи плашки с форматом, поэтому нет смысла от него отталкиваться.
В вебе нижнее поле обычно увеличивают для визуальной компенсации. А ширина вообще постоянно меняется.
Они есть и у формата, и у всех объектов. Чем плотнее соприкасаются поля, тем лучше видно взаимодействие. Появляется лёгкое движение, напряжение. Для текста этого достаточно.
Поля можно задавать на глаз. Но самый понятный вариант — разделить формат на блоки по вертикали и горизонтали, сохранив пропорции блоков равными пропорции формата. См. 9-модульную схему Чихольда:
Поля будут довольно большими и подойдут разве что для книг Чихольда. Лучше увеличить количество модулей.
Элементы не должны стоять случайно. Положение каждого по горизонтали и вертикали должно быть обосновано.
Не создавайте конструкцию на одной лишь сетке. Сетка поможет определить корректные отступы, расстояния и прочее, но не более.
Принципы:
Модульность ≠ кирпичность.
Способы закрыть прямоугольник:
При нарушении модульности между элементами появляются ложные связи. Иногда этот принцип сильнее теории близости.
Можно немного зайти контентом на соседний блок.
Если нужны шаблоны (то есть мы не знаем, какие будут картинки, текст), стройте их на модульном принципе.
Что делать, когда много схожих элементов? Есть книжный стеллаж (сетка), как красиво расставить на нём книги и не превратить всё это в кашу или что-то скучное?
Приёмы:
Соблюдайте баланс порядка и хаоса. Сначала — хорошая структура. Потом — разбавление её элементами свободного характера. См. поздних модернистов (1987-й год): Зигфрид Одерматт, Розмари Тисси.
Просто вывалить список может кто угодно. Важно расставить акценты, подсказать читателю, на что смотреть в первую очередь. Так можно поступать и с коммерческой целью.
Книги:
Приводность (первоначальное значение). Вёрстка считается приводной, когда строки на лицевой стороне на просвет совпадают со строками на обороте. Свидетельствует о качественной вёрстке и печати. Строки основного текста должны совпадать на развороте и на соседних колонках. Строки дополнительного текста совпадать с ними не обязаны.
Швейцарский абзац — когда между абзацами одна пустая строка. Если отступ больше, он кратен интерлиньяжу основного текста.
Заголовок делайте кратным интерлиньяжу основного текста. Размеры картинки тоже. В сетку может не попасть подпись к картинке, это нормально. Не загоняйте в сетку таблицу, у неё свой ритм, обусловленный данными.
Если нужен мелкий кегль, возьмите половину основного. Тогда базовые линии основного и дополнительного текста будут совпадать через строку. Если слишком мелко, подберите, чтобы высота 2 строк основного текста совпадала с 3 строками дополнительного.
Средник — отступ между этажами, отделяющий блоки друг от друга. Чтобы текст ритмично прошёл через все этажи, делайте средник равным одной строке основного текста.
Сначала разрабатывается интерлиньяж, потом к нему подбирается кегль. Мюллер-Брокман рекомендует сначала определить базовые линии и уже потом строить сетку.
Основные варианты вертикального выравнивания:
Оптически выравниваем:
Вертикальное выравнивание в вебе обычно делается на глаз. У него не было металлической истории и выработавшейся практики.
12-колоночная сетка удобна тем, что её можно поделить на 3 и 4. Отступы между колонками подбираем на глаз.
Выводы:
Примеры типографики: thisisdisplay.org.
Излюбленные приёмы модернистов:
Примеры макетов с вёрсткой по форме смотрите у Пола Рэнда, автора книги «Хаос и форма».
Кстати, паттернизация — это уже постмодернизм.