Специализация

Говорят, в aic нет проектировщиков: дизайнеры проектируют и рисуют финальные макеты, которые увидят пользователи. Дизайнеры Яндекса верстают из готовых компонентов. Проектирование — довольно узкая специализация. Время от времени люди спрашивают меня в личных сообщениях ВКонтакте, неужели можно зарабатывать чисто проектированием?

Но в проектировании есть более узкие специализации.

По платформе:

  • Мобильные приложения;
  • Сайты;
  • Приложения для настольных компьютеров (бухгалтерия);
  • Программы для специальных устройств (касса в магазине);
  • Голосовые меню.

По решаемой задаче:

  • Продажа (лендинг);
  • Информирование (онлайновая газета);
  • Обслуживание (онлайновый сервис);
  • Развлечение (игровой интерфейс).

По выполняемым работам:

  • Исследование и аналитика;
  • Проектирование и иногда информационная архитектура;
  • Прототипирование;
  • Тестирование.

Если специалист заточен на сайты, мобильное приложение он тоже спроектирует: изучит особенности платформы и на несколько первых проектов потратит побольше времени. Общие принципы проектирования и подход к решению задачи останутся прежними, добавятся нюансы.

В больших командах или узкоспециализированных компаниях встречаются прототиписты, которые работают с готовыми персонами, сценариями, визуальными концепциями и создают на их основе прототипы.

Чтобы прототип протестировать, придётся кардинально изменить рабочий процесс: выбрать способ исследования, определить объём выборки, найти респондентов и замотивировать на участие в тестировании, в конце концов, правильно его провести. (Возможно, придётся даже выйти из офиса!)

Придётся разбираться с понятиями вроде «объёма выборки» и вникать в нюансы разных способов исследования. Например, популярный метод think aloud (проговаривание респондентом своих действий) может искажать взаимодействие.

Тестирование

Проектировщики-фрилансеры и небольшие студии обычно тестированием не занимаются:

  • Прототип похож на выполненную работу, которую можно сдать. Если он не противоречит задачам бизнеса и отражает все пожелания, скорее всего, клиент проблем не увидит;
  • Тестирование увеличивает стоимость работ. Придётся обосновывать более высокую стоимость услуги проектирования. У клиента может не быть на это денег;
  • По итогам теста придётся внести исправления. Это тоже увеличивает общую стоимость (и никто не любит правки);
  • Тестировать надо уметь: выбрать способ, организовывать процесс, интерпретировать результаты.

Я пробовал следующие простые способы тестирования:

  • Тестирование похожего сайта;
  • Коридорное;
  • Экспертное;
  • Пользовательское (качественное).

Тестирование похожего сайта

Мы часто ориентируемся на существующие решения и можем заранее знать, что страница новостройки будет примерно такой, как на Яндекс-недвижимости. Это может быть референс клиента или просто наше ощущение, что она соответствует заявленным требованиям. Значит её можно протестировать.

Если мы делаем аналог существующего продукта, можно поработать с ним и обратить внимание на удачные решения и проблемные места, прежде чем копировать всё целиком. Возможно, конкурент уже в курсе проблем и сейчас как раз всё переделывает.

Эта работа может быть частью этапа исследования и аналитики, но по форме она не сильно отличается от тестирования своего продукта. Тестирование похожего сайта тоже может быть коридорным, экспертным или пользовательским — зависит от респондентов. (У вас всегда есть один эксперт — вы сами.)

Коридорное тестирование

Вот что о нём пишет Джоэл Сполски:

«Коридорное тестирование — это процедура, при которой вы выбегаете в коридор, хватаете первого попавшегося человека и заставляете его попользоваться программой, которую вы только что написали. Если вы проделаете эту процедуру на 5 разных людях, вы получите 95% информации о проблемах с удобством использования в вашей программе.

Показывая её горстке людей (фактически 5−6 человек уже достаточно), вы очень быстро узнаете, какие проблемы у них возникали. Прочитайте статью Якоба Нильсена, в которой он объясняет, почему так происходит».

Фишка такого тестирования — высокая скорость. Мы не просим пользователя пройти весь сценарий использования, так как это неудобно делать стоя, и он вообще-то спешит. Мы задаём простые вопросы:

  • Куда бы вы нажали, чтобы сделать что-то?
  • Как вы думаеете, что произойдет при нажатии сюда?
  • Как вы понимаете эту фразу?

«В коридоре» можно провести 5-секундный тест: показать макет на 5 секунд и спросить:

  • Что вы запомнили?
  • На сайте какой организации вы оказались? Что она предлагает?

Такое тестирование не обязательно происходит в офлайне в коридоре. Недавно «Юзабилитилаб» провели first-click тестирование отдельных экранов банковских приложений. Посмотрите, как это работает, пока ссылка открывается.


Экран приложения «Альфа-банка» с заданием и сообщение после правильного выполнения

Это сделано с помощью Axure, Яндекс-метрики и Google Analytics. На выходе исследователь получил процент правильных нажатий и среднее время, затраченное на задание. Для «Альфа-банка» тестируется 3 варианта кнопки «Платежи и переводы» — это видно в структуре прототипа. По итогам теста можно выбрать самый доходчивый.

В продолжении расскажу, как сделать такой же тест, как в «Юзабилитилаб», а также о своём опыте пользовательского тестирования.

Ссылки из текста

Читайте также