Ещё две истории с полезными выводами.

Не взял предоплату и пропал

Бывший коллега-разработчик порекомендовал меня своему клиенту. Встретились, обсудили задачу, я подготовил заметки со встречи, видение проекта и оценку своей работы.

Представители клиента показались адекватными, они на постоянной основе сотрудничали с моим коллегой, поэтому решил работать с ними без договора и с оплатой после демонстрации прототипа. По сути это постоплата, так как после демонстрации остаётся внести правки и написать краткий комментарий.

После создания прототипа возникла пауза. Если правильно помню, я отправил прототип директору по развитию и ждал, когда состоится встреча с собственником для демонстрации и обсуждения прототипа.

Через некоторое время с той же самой задачей клиент обратился к Егору Камелеву, сказал, что потерял меня и что за всё время не получил от меня никаких материалов. При этом писем или звонков от клиента не было. А материалы исходной встречи он точно читал, так как они заканчивались оценкой работ.

Я связался с клиентом, провёл демонстрацию и получил оплату. Собственник сформулировал пожелания, вышедшие за рамки первоначальной задачи, и я оценил стоимость дополнительных работ.

Директор по развитию прислал лаконичный ответ «N и приступай к работе», где N — это моя оценка минус 20%. Я учёл негативный опыт и решил не продолжать сотрудничество.

В итоге прототип сделал Егор: с договором, полной предоплатой и стоимостью работ раза в три больше того, что заплатили мне. Сейчас проверил сайт клиента, он так и не обновился.

Выводы

1. Не работайте без предоплаты. Если клиенту не понравится сотрудничество, он свяжется с вами, чтобы обсудить ситуацию и забрать предоплату.

Предоплата фильтрует тех, кто изначально собирается кинуть, и повышает статус исполнителя. Размер предоплаты может стать предметом торга.

2. Звоните клиенту первым. У клиентских задач тоже есть дедлайн. Например, клиент должен посмотреть прототип и составить список вопросов для обсуждения. Задача просрочена? Напомните об этом клиенту, даже если вам и без его вопросов есть чем заняться.

Об этой идее знали только трое

Клиент — страховой агент — придумал, как с помощью удобных понятных форм и одной секретной фичи продавать страховки онлайн. Удобство форм было на мне. О секретной фиче я должен был узнать на энном этапе проекта.

Мы встретились в его небольшой конторе над «Дикси» недалеко от Технологического института. На встрече был ещё разработчик. После встречи я подготовил видение проекта и оценку своей работы. Клиент ушёл думать и вернулся через 2 месяца с предложением работать без договора с оплатой наличными.

Снова приехал к нему: задать вопросы по задаче и получить предоплату. Клиент хотел работать в формате «деньги против работы». Это значило, что все деньги я получаю сейчас в обмен на долговую расписку. Когда работа выполнена, клиент возвращает мне или уничтожает эту расписку.

Фишка в том, что такой формат защищает интересы клиента. В любой момент он может обратиться в суд, который заставит меня вернуть деньги. И он совсем не защищает исполнителя от того, что клиент поставил некорректную задачу или просто из вредности не хочет принять работу.

Я вернул уже выданные деньги и предложил зафиксировать требования в договоре, а для начала — пройтись по функциональным требованиям, которые подготовил для встречи.

Изюминкой встречи стала многозначительная фраза клиента о том, что после нашей предыдущей встречи появился конкурирующий продукт, хотя «об этой идее знали только трое: я, разработчик и вы».

Когда мы обсуждали требования, сложилось впечатление, что клиент видел их в первый раз. В итоге они сильно изменились, объём работ вырос в разы. К концу встречи я был уверен, что не хочу с ним работать. Расстаются с деньгами легко (то есть не прочитав, за что платят) только тогда, когда легко могут их забрать.

Выводы

3. Заключайте договор, даже если вы с клиентом сотрудничаете как физические лица. Только так можно записать все важные договорённости, чтобы в сложной ситуации вы сами или суд могли к ним обратиться.

4. Не работайте с мутными клиентами. Маркером стало косвенное обвинение в том, что я кому-то рассказал об идее проекта. Не знаю, было это манипуляцией, глупостью или проявлением странного чувства юмора, но желания работать с клиентом это не прибавило.

Книги о работе с клиентами для дизайнеров

Дизайн — это работа

Если вы не сидите в уютном отделе продуктового дизайна какой-нибудь корпорации, а постоянно ищете заказы для себя или своей студии, рекомендую книгу руководителя Mule Design Майка Монтейро «Дизайн — это работа».

Майк суммирует свой опыт взаимоотношений с заказчиками и рассказывает:

  • Как отсеивать проблемных клиентов;
  • Почему нельзя работать бесплатно;
  • Как формировать цену и правильно дать скидку (если очень надо);
  • Как разруливать задержки платежей;
  • Почему лучше не брать мелкие проекты;
  • Как презентовать работу, почему важно общаться с заказчиком напрямую;
  • Что делать, если заказчик подключает к вашей задаче дублёра (корпоративного дизайнера или стороннюю студию), предлагает собственные решения, передаёт комментарии своей жены или хочет гарантии, что ваш дизайн его полностью удовлетворит;
  • И очень много о контрактах.

Стоит прочесть каждому дизайнеру, который наполнил своё фейковое портфолио и уже начал работать с реальными заказчиками.

Выписал несколько цитат.

Дизайн для души, бизнес для денег

Свой дизайнерско-бизнесовый опыт в небольшой книге изложил и Дэвид Эйри.

Получилось не так круто, как у Майка Монтейро, но в дополнение очень кстати. Интересно про договорную работу и передачу прав, есть готовые для вставки в договор абзацы, например:

«Заказчику передаются исключительные права на результаты оказанных услуг, предоставляемых дизайнером, кроме случаев использования этих результатов в рекламных целях самим дизайнером».

И ещё несколько цитат.