Подписчик Фёдор предложил написать об обучении людей при взаимодействии с интерфейсом, включая знакомство при первом запуске, контекстные направляющие, подсказки и документацию.
Для начала решил перевести статью Пулкита Агравала (Pulkit Agrawal).
Сервис Braid пригласил его исправить процесс знакомства. Положение было плачевным:
«Добавьте сюда нового участника», — блин, разве можно эту кнопку трактовать иначе?
Всплывающие подсказки не должны объяснять шаблонные и интуитивно понятные элементы интерфейса многословным и косноязычным текстом, призывающим пользователя к действию. Не из-за этого призыва люди нажимают на кнопки.
Согласно модели Б. Ж. Фогга (см. 6-й выпуск рассылки), они делают это, когда:
Нельзя просто взять и наполнить интерфейс триггерами. Без мотивации и возможности для действия пользователь будет раздражён и перестанет обращать на них внимание. Это одна из причин, почему всплывающие подсказки — зло.
Эффективность подсказки зависит от того, кто и когда её видит.
Хороший пример в Facebook Ads.
Подсказка появилась, когда пользователь вошёл в Facebook Ads после долгого перерыва, и оказалась интересной, релевантной и ценной. Пользователь узнал что-то полезное, на что сам не обратил бы внимания, и запомнил — можно не показывать подсказку повторно.
Второй и третий шаг знакомства с обновлениями Facebook Ads.
Это отличное знакомство — короткое и энергичное, обзорное и при этом конкретное. Оно показало, что меня не держат за дурака, и быстро освободило дорогу, чтобы я перешёл к своей задаче.
Подсказки Фейсбука, Гугла, Пинтереста и других компаний эффективны в том числе за счёт отличного текста. Отчасти он появляется усилиями инженеров, которые проводят эксперименты и на практике находят хорошие формулировки.
К сожалению, компании часто не заморачиваются так с процессом знакомства. Первые версии любого дизайна обычно далеки от идеала, и без постепенного улучшения знамомство становится зоной не самого выверенного опыта. Это ещё одна из причин, почему всплывающие подсказки — зло.
Показывайте подсказки, когда они релевантны: когда нужна помощь и когда пользователь может ей воспользоваться. Иначе он окажется не готов и воспримет их как помеху при выполнении текущей задачи.
В левом нижнем углу конструктора форм Typeform — предложение ознакомиться с «крутыми штуками».
В примере предложение узнать о новых возможностях отображается, когда пользователь создаёт форму. Его задача — провести исследование. Всё, что не помогает её выполнить, воспринимается как препятствие. Вместо желания ознакомиться с новыми фичами зарождается отвращение к ним. К несчастью, подобрать правильное время для сообщения непросто. Это ещё одна из причин, почему всплывающие подсказки — зло.
Всплывающие подсказки могут быть эффективны, предлагая динамичные интерфейсы. Одноразовый пользовательский опыт сложно проектировать, создавать и тестировать, но подсказки демонстрируют пользователям контекстную релевантную информацию, которую достаточно увидеть только один раз.
Иногда подсказки реализованы естественно. Например, иконка быстрого переключения в Slack исчезает после того, как пользователь несколько раз переключился сочетанием клавиш.
Если сделать всё правильно, всплывающие подсказки и другие уведомления в продукте могут стать для пользователей отличной одноразовой помощью.
Всплывающая подсказка (уведомление в продукте) чётко предлагает узнать больше.
Это поможет создать продукты, с которыми проще разобраться (более эффективные) и которые не будут раздражать (более вовлекающие) в одно и то же время.