Блог

Видеообзор бета-версии Axure 9

Axure 9 beta наконец-то стала доступна для скачивания владельцами лицензионных восьмёрок. Хотя обещали нам это событие до конца лета. Ну да ладно, пять дней погоды не делают.

Первые впечатления смешанные, но пока что никаких выводов не делаем. Нужно сначала поработать в ней немного. Смотрим экспресс-обзор от Егора Камелева, где он освещает около 40% перечисленных разработчиками возможностей, которые он посчитал действительно важными.

Заработок на фрилансе: зачем повышать уровень сервиса?

Рассказ о моих грядущих обучающих роликах, о том, зачем я буду брать интервью у фрилансеров и о том, как и зачем повышать уровень сервиса при самозанятости. Те, кто спрашивали у меня, можно ли зарабатывать проектировщиком на фрилансе, — не проходите мимо.

Рабочие дни против календарных

Как-то раз мне задали вопрос, почему в коммерческих предложениях (КП) я называю сроки выполнения работ в календарных, а не рабочих днях. Сейчас как раз подходящее время для ответа. Представьте себе: ко мне пришёл клиент 20 декабря. И получает КП, в котором сказано, что окончательный результат, удовлетворяющий всем функциональным требованиям, он увидит через 27 рабочих дней после начала работ. Допустим, мы планируем начать и начинаем 23 декабря. Вопрос: когда он получит этот результат? Ответы можете оставить в комментариях.
 
А пока вы, открыв календарь, считаете даты с учётом выходных и праздничных дней, вы можете прочувствовать на себе то, что будет чувствовать клиент, получивший такое КП.
 
Так как то, что я заявляю, является личным опытом, основанным на определённых жизненных обстоятельствах, также предлагаю поискать примеры ситуаций, когда клиенту действительно будет важно знать, сколько дней я работал в течение названного календарного срока. Потому что у моих заказчиков таких ситуаций не возникало. Всем поголовно на этапе КП было важно две цифры: когда они получат результат и сколько этот результат стоит.
 
Напоминаю, что в КП Проектората финальная дата — это дата релиза, удовлетворяющего всем обозначенным перед началом работ функциональным требованиям. В количестве комментариев после этой даты клиент не ограничен. А значит и сроки могут растянуться на любое время. Но т.к. процесс проектирования выстроен таким образом, что мы вместе с клиентом короткими итерациями движемся к одной цели, то в 6 проектах из 10 финальная дата из КП совпадает с реальным завершением работ, в 2 проектах этап комментариев занимает ещё до плюс 30% затраченного времени, а в оставшихся 2 работа принимается до финальной даты. По статистике за 2016-2017 гг.
 
Спасибо за внимание. Приятно видеть, что многие вещи, которыми я делился в течение этого года, коллеги внедряют в свои процессы.

Когда не хватает времени на новые входящие проекты

Многие коллеги на фрилансе этой осенью активно ищут заказы или даже рассматривают вариант трудоустройства к кому-нибудь в офис. Также хочу заметить, что некоторые из них не далее, как в начале этого года отказывались от моих предложений оценить проекты, аргументируя это своей загруженностью и нехваткой времени на новые входящие. Поэтому снова хочу поделиться с вами одной своей мыслью.

Итак. Стоимость часа в рамках оказания услуги по прототипированию или дизайну значительно ниже стоимости часа в рамках привлечения нового клиента. Это контр-интуитивно, потому что привлечение клиента и оценка проекта делаются условно бесплатно.

Чтобы было понятнее, давайте сравним две проблемы. Проблема номер один: вы одновременно делаете несколько проектов на пределе своих возможностей и вам нужно оценивать новые входящие. Проблема номер два: у вас закончились проекты (сезонность, случайность, что угодно) и вам нужно искать новые. В какой из этих проблем вы будете чувствовать себя спокойнее? Очевидно, что в первой. Первую вообще сложно назвать проблемой.

Когда вы соглашаетесь на оценку нового проекта, находясь в состоянии загруженности, вы потенциально можете поставить этого клиента в небольшую очередь. Или делегировать исполнение своим партнёрам, взяв на себя функции контролёра качества (ведь обратились именно за вашим качеством). И в том, и в другом случае, вы сможете увеличивать стоимость своих услуг, аргументируя её кривой спроса-предложения (вас много, а я один).

Если кто-то из клиентов «отвалится» из-за дороговизны вашей услуги, это будет лучше, чем если вы откажете ему, даже не пообщавшись. Ведь есть шанс того, что вы очаруете его своим обаянием, и он вернётся позже, поднакопив ресурсов или дождавшись очереди. Каждый не «отвалившийся» и вернувшийся клиент влияет на ваше ценообразование, повышая стоимость часа на основную работу.

Проект на 100 часов, каждый час из которого будет стоить на 10% дороже старого ценника, принесёт вам 10 часов профита. Стоимость этих 10 часов и будет равняться стоимости тех пары «бесплатных» часов, которые вы потратите на общение и первичную оценку клиента. То же касается и делегирования излишков проектов. А если цена возрастёт не на 10%, а на 100%?

В случае, когда поток входящих настолько велик, что вы физически не сможете общаться с новыми клиентами, то, возможно, вам стоит пересмотреть свой род деятельности и начать проектировать или творить дизайны в свободное от основной работы время. Потому что основная работа в виде формирования мощного потока клиентов с всё более высокой покупательской способностью принесёт несравнимо больше денег, чем ремесленничество.

И, как всегда: воспринимайте этот текст, как мои личные мысли, основанные на специфическом опыте. Надеюсь, они послужат вам пищей для размышлений. На экспертность не претендую. Ваш Егор Камелев.

Задатки к проектированию

Мне кажется, если человек в состоянии сформулировать личные цели (как краткосрочные, так и долгосрочные), а также спланировать своё поведение для их достижения (общение с другими людьми, дисциплина, управление личными ресурсами), то с проектированием интерфейсов он справится и подавно.

Попробуйте спросить у соискателя, который претендует на роль проектировщика, что нужно взять с собой в лес при походе за грибами (главное перед этим убедиться, что он не грибник со стажем).

Кто-то ограничится корзиной и ножом, а кто-то завалит вас встречными вопросами о том, как далеко лес, насколько он большой, какой тип деревьев, какое время года, какой прогноз погоды, есть ли к лесу удобные дороги, что там за насекомые, какой длительности планируется грибной поход и так далее. Вот эти, вторые, будут превращать абстрактный вопрос в нечто, похожее на цель, собирая данные и вытаскивая её на тот уровень реалистичности, с которым уже можно работать.

С опытом количество вопросов уменьшится, потому что, например, зная регион и время года, можно не спрашивать про насекомых. А с ещё более богатым опытом они сведутся к чему-то вроде: «А почему вы спрашиваете?»

Мысли вслух, сужу по себе, на экспертность не претендую, ваш Егор Камелев.

Каким проектом вы гордитесь?

Если вы проектировщик или дизайнер и вам нечего ответить на вопрос «Каким проектом вы гордитесь?», то не нужно этого стыдиться.

Если вы работали наёмным сотрудником в рамках разделения труда, это совершенно нормально, что такого проекта у вас не будет. Вы делали то, что вас просили делать. То, за что вам платили деньги.

Гордиться же стоит своими личными проектами, даже если они крошечные и дурацкие. Но не всегда стоит сообщать об этом тем, кто задаёт подобные вопросы.

Ответ «Я горжусь не конкретными проектами, а тем, что любую работу сдаю в срок и в том качестве, которое делает клиента довольным» удовлетворит любого здравомыслящего работодателя.

«Шерше ля дизайнер» или как я искал дизайнера на проект

Возникла необходимость в дизайне одного из клиентских проектов. У Проектората есть надёжный партнёр, который в состоянии закрывать подобные задачи, но в этот раз я решил поискать «свежую кровь», оставив партнёра в качестве варианта на подстраховку. Я дал объявление в группе Проектората (в ней около 2 тысяч подписчиков), а после, когда входящих предложений оказалось слишком мало, сделал репост в группу Axure (около 7 тысяч подписчиков), т.к. знал наверняка, что и в первой и во второй группах есть некоторая доля дизайнеров.

Объявление включало в себя набор нехитрых требований, которые вкратце выглядят так:

— Не инициировать длинных переписок, а предлагать живое общение по Скайпу;

— Уметь управлять своим календарём и назначать время переговоров и демонстраций с точностью до часа;

— Не показывать портфолио на бехансе;

— Не бояться правок;

— Разбивать работу на этапы;

Т.к. объявление было размещено в группе Проектората, я также упомянул о том, что было бы круто поработать с единомышленниками, которые поддерживают наши взгляды на методологии работы. И на всякий случай сослался на один из своих старых видеороликов, в котором объясняю, из чего, по моему мнению, должен состоять первый письменный контакт с потенциальным клиентом.

Также стоит добавить, что в объявлении я сразу дал ссылку на готовый прототип, а также не скрывал, кто клиент.

Объявление увидело около тысячи человек. Я получил четыре обращения. Плюс два обращения я получил в тот же день по рекомендациям. В трёх были ссылки на беханс. Четыре переросли в длинные переписки. Ни один из обращавшихся не сказал, что готов взяться за работу и не предложил никаких конкретных дальнейших действий. Схема у всех похожая: «Вот моё портфолио на бехансе. Если заинтересовало, буду рад продолжить беседу». Один из дизайнеров скинул ссылку на яндекс.диск с работой, подходящей к моему случаю, чем резко выделился среди остальных, единственный выполнив один из пяти пунктов, обозначенных в объявлении.

Из шести человек я заинтересовался троими и, т.к. они не предложили никаких конкретных действий, я взял инициативу в свои руки и написал, что меня интересует вилка «сроков-цен». Двое из троих оценили сроки и цены по прототипу. Один дал только вилку цен. Никто не предложил пообщаться, чтобы выяснить, что я хотел бы получить в результате работы. Вопросы задавались в письменном виде и касались в основном недоработок прототипа (не хватает страницы с акцией и новостью) и наличием-отсутствием фирстиля, которого следует придерживаться. Об адаптивке спросил один человек.

Помимо сроков-цен меня также интересовало, в каком виде я получу результат (в какой программе будут отрисованы макеты), будет ли входить в работу отрисовка всех необходимых иконок и возможных анимаций, как выглядит договор дизайнера и сможет ли он получить оплату от юрлица, сколько часов потребуется от клиента в течение работы и существуют ли какие-то ограничения по внесению правок. Но вытаскивать эту информацию в переписках я посчитал слишком трудоёмким занятием и дополнительных вопросов задавать не стал.

Я мог организовать процесс общения самостоятельно, предложить пообщаться и назначить время переговоров, задать все необходимые вопросы, которые не только прояснят ситуацию для меня лично, но и подстрахуют самого дизайнера, позволив ему работать в состоянии полной определённости. Но, к сожалению, у меня не было такой возможности, т.к. я искал самостоятельного специалиста, который сможет организовать подобную работу с моим клиентом без моего участия.

Резюме. Речь шла о хорошо спроектированном проекте, по которому нужно нарисовать дизайн. Я не являлся представителем клиента, который не понимает, что ему нужно, не имеет возможности работать напрямую с дизайнером, может задержать оплату и будет держать исполнителя в ежовых рукавицах. Всё с точностью наоборот. Часто наши читатели спрашивали, где найти таких классных клиентов, а тут была уникальная возможность поработать с одним из них.

Уровень конкуренции на рынке дизайна настолько низок, что стоит появиться на нём человеку, который на подобное объявление напишет следующее, то проект почти точно уйдёт к нему.

«Привет, меня зовут Вася. Я могу выполнить описанную в объявлении задачу. Я работаю от 100к и если вас это не пугает, готов пообщаться с вами голосом завтра в 14:00. Разговор на полчаса. Познакомиться и обсудить важные моменты. Если время неудобно, назначьте свой вариант в таком-то диапазоне часов. Вот ссылка на работу из моего портфолио, которая наиболее подходит к вашему случаю. Назначаем переговоры? П.с. не думаю, что ваш проект может стоить дороже 200к и занять дольше 30 календарных дней на отрисовку».

После такого сообщения клиент может не думать, а выбрать из предложенных вариантов, один из которых самый очевидный. Как в хорошем интерфейсе, не правда ли?

За такой сервис клиенты платят большие деньги. Они понимают, что специалист снимет с них головную боль, связанную с ведением работы. А сколько денег стоит час клиента, который оплачивает нам шестизначные суммы? То-то же.

Сейчас же реалии таковы, что дизайнеры предлагают клиентам проходить удивительные квесты для получения результата. Причём за вполне ощутимые деньги. В качестве примера вот вам второй комментарий к моему объявлению. «Обращайтесь к нам по дизайну, сделаем хорошо. Можем помочь на всем цикле разработки продуктов». Это начало квеста. Затем нужно пойти в профиль человека, разобраться, кого он представляет, попасть на сайт представительства, найти там контакты и сделать запрос на оценку. Ещё раз. И вот первое задание выполнено, вы получили золото, экспириенс и можете двигаться дальше.

19 проверочных вопросов после первичных переговоров с клиентом

После первичных переговоров каждый представитель Проектората должен знать ответы на 19 проверочных вопросов. Ниже я приведу этот перечень, а вы можете проверить, на какие из них важно получать ответы вам в своей работе. Или даже использовать его в качестве чек-листа, если наша методология близка вам по духу.

  1. Как зовут клиента и какую должность он занимает?
  2. Вы уверены в том, что пообщались с клиентом, а не с его представителем, который в итоге перенаправит вас на ЛПРа?.
  3. Знает ли клиент, как зовут вас и какую должность занимаете вы?
  4. Знаете ли вы, что от вас хочет получить клиент в результате работы?
  5. Вы уверены, что вы, используя специфические термины, говорите об одних и тех же вещах? (Прототипы и мокапы, адптивные и мобильные версии и т.д.)
  6. Есть ли пример уже готового продукта, на который вы можете вместе посмотреть, чтобы ориентироваться на одно и то же?
  7. Знает ли клиент, что он получит от вас в результате работы?
  8. Вы уверены, что на данном этапе клиенту нужны именно ваши услуги? Не пытаетесь ли вы предложить ему то, в чём не компетентны или что ему понадобится чуть позже или вовсе не понадобится?
  9. Знает ли клиент, из каких этапов будет состоять ваша работа?
  10. Знает ли он, что в процессе может понадобиться его личное время? Понимает ли он зачем, и действительно ли это необходимо?
  11. Подтверждает ли он свою готовность работать по вашей схеме?
  12. Знает ли клиент, по какому принципу вы принимаете оплату? Когда? В каких частях?
  13. Знает ли клиент, что ему скорее всего придётся заплатить за дополнительные этапы работы, о которых он не подозревал? (Адаптивка, функциональная спецификация и т.д.)
  14. Представляет ли он, на сколько это может увеличить ценник в процентном соотношении?
  15. Знаете ли вы оба, при соблюдении каких условий работа будет считаться выполненной?
  16. Знаете ли вы отношение клиента к тому, что вы опубликуете его работу в портфолио? Если он не против, то когда это возможно сделать?
  17. Знает ли клиент, что произойдёт после ваших переговоров? И когда (с точностью до часа)?
  18. Знаете ли вы email вашего клиента?
  19. Знаете ли вы, откуда клиент узнал о вас?

Ну что, на сколько пунктов вы ответили положительно? А на сколько пунктов положительно ответили ваши сотрудники?

Если какие-то пункты вам непонятны, вы можете посмотреть небольшую презентацию, в которой я расшифровываю каждый пункт.

Напоследок традиционно напоминаю, что делюсь своим личным опытом, сформированным в определённых условиях в рамках моей профессиональной деятельности. Не стоит воспринимать это, как инструкцию или призыв к действию. Лучше — как пищу для размышления и повод для новых вопросов.

Про зависимость от денег на фрилансе или «деньги умных любят»

А вот вам ещё одна история про Петю и Васю. У ребят сложилась плохая жизненная ситуация. Закончились деньги. Совсем. И так получилось, что оба внезапно получили по новому клиенту. Стоимость проектов — по 100 000 рублей. Петя и Вася получают предоплату 50% и приступают к работе. Петя сразу идёт в магазин и тратит часть предоплаты. А Вася затягивает пояс потуже, продолжает питаться гречкой и позволяет друзьям угощать себя в быстропитах.

Петя размышляет так: «Оставшейся части предоплаты мне хватит ещё на пару недель. А там и постоплату заработаю. Сосредоточусь на том, чтобы поскорей заработать постоплату».

А Вася размышляет так: «Пока проект не сдан, это не мои деньги. Сосредоточусь на том, чтобы клиенту понравился результат моей работы. Тогда и деньги появятся, и рекомендации».

В этот момент Петя попадает в зависимость от денег клиента. Ведь если что-то пойдёт совсем не так, его могут попросить вернуть предоплату. А часть предоплаты уже истрачена. Это пугает и убирает почву из-под петиных ног. Теперь его цель — поскорее закончить работу, чтобы выбраться из этой ситуации. Если клиент даёт правки, Петя поневоле начинает нервничать и старается уменьшить их количество, аргументируя даже там, где это не имеет большого значения. Это охлаждает отношения с заказчиком и работать становится всё тяжелее. И вот Петя не находит в себе сил сесть за очередную итерацию и проваливает названные сроки. Вот он появляется лишь через день с извинениями. Вот он снова пропадает уже на больший срок. Чтобы вновь сесть за работу, Петя прикладывает титанические усилия, но клиент уже недоволен.

Вася всё это время к предоплате клиента не прикасался и понимал, что если что-то пойдёт совсем не так, он разойдётся с клиентом, вернув ему деньги, получив урок и понеся минимум репутационных издержек. Вася не рассматривает этот сценарий, как потенциальный, но он уверен, что его финансовый тыл прикрыт, и поэтому спокоен. Это спокойствие позволяет ему не только вести проект к общей цели (сделать его так, чтобы он понравился клиенту, и чтобы последний продолжил сотрудничать с Васей и в будущем и рекомендовал его), но и работать над привлечением новых клиентов. Клиент чувствует это спокойствие и уверенность и видит, что Вася не нарушает сроков. Их отношения тёплые и доверительные. Васе не трудно садиться за каждую новую итерацию и он выполняет проект раньше срока, получает постоплату и новый заказ от того же клиента.

Петя в этот момент пишет своему заказчику сообщение о том, что он за городом, извиняется за это и обещает объявиться завтра.

После постоплаты Вася тратит лишь часть гонорара, а часть откладывает, чтобы при работе со следующим клиентом не только не зависеть от его денег, но и не питаться гречкой.