Блог

«Шерше ля дизайнер» или как я искал дизайнера на проект

Возникла необходимость в дизайне одного из клиентских проектов. У Проектората есть надёжный партнёр, который в состоянии закрывать подобные задачи, но в этот раз я решил поискать «свежую кровь», оставив партнёра в качестве варианта на подстраховку. Я дал объявление в группе Проектората (в ней около 2 тысяч подписчиков), а после, когда входящих предложений оказалось слишком мало, сделал репост в группу Axure (около 7 тысяч подписчиков), т.к. знал наверняка, что и в первой и во второй группах есть некоторая доля дизайнеров.

Объявление включало в себя набор нехитрых требований, которые вкратце выглядят так:

— Не инициировать длинных переписок, а предлагать живое общение по Скайпу;

— Уметь управлять своим календарём и назначать время переговоров и демонстраций с точностью до часа;

— Не показывать портфолио на бехансе;

— Не бояться правок;

— Разбивать работу на этапы;

Т.к. объявление было размещено в группе Проектората, я также упомянул о том, что было бы круто поработать с единомышленниками, которые поддерживают наши взгляды на методологии работы. И на всякий случай сослался на один из своих старых видеороликов, в котором объясняю, из чего, по моему мнению, должен состоять первый письменный контакт с потенциальным клиентом.

Также стоит добавить, что в объявлении я сразу дал ссылку на готовый прототип, а также не скрывал, кто клиент.

Объявление увидело около тысячи человек. Я получил четыре обращения. Плюс два обращения я получил в тот же день по рекомендациям. В трёх были ссылки на беханс. Четыре переросли в длинные переписки. Ни один из обращавшихся не сказал, что готов взяться за работу и не предложил никаких конкретных дальнейших действий. Схема у всех похожая: «Вот моё портфолио на бехансе. Если заинтересовало, буду рад продолжить беседу». Один из дизайнеров скинул ссылку на яндекс.диск с работой, подходящей к моему случаю, чем резко выделился среди остальных, единственный выполнив один из пяти пунктов, обозначенных в объявлении.

Из шести человек я заинтересовался троими и, т.к. они не предложили никаких конкретных действий, я взял инициативу в свои руки и написал, что меня интересует вилка «сроков-цен». Двое из троих оценили сроки и цены по прототипу. Один дал только вилку цен. Никто не предложил пообщаться, чтобы выяснить, что я хотел бы получить в результате работы. Вопросы задавались в письменном виде и касались в основном недоработок прототипа (не хватает страницы с акцией и новостью) и наличием-отсутствием фирстиля, которого следует придерживаться. Об адаптивке спросил один человек.

Помимо сроков-цен меня также интересовало, в каком виде я получу результат (в какой программе будут отрисованы макеты), будет ли входить в работу отрисовка всех необходимых иконок и возможных анимаций, как выглядит договор дизайнера и сможет ли он получить оплату от юрлица, сколько часов потребуется от клиента в течение работы и существуют ли какие-то ограничения по внесению правок. Но вытаскивать эту информацию в переписках я посчитал слишком трудоёмким занятием и дополнительных вопросов задавать не стал.

Я мог организовать процесс общения самостоятельно, предложить пообщаться и назначить время переговоров, задать все необходимые вопросы, которые не только прояснят ситуацию для меня лично, но и подстрахуют самого дизайнера, позволив ему работать в состоянии полной определённости. Но, к сожалению, у меня не было такой возможности, т.к. я искал самостоятельного специалиста, который сможет организовать подобную работу с моим клиентом без моего участия.

Резюме. Речь шла о хорошо спроектированном проекте, по которому нужно нарисовать дизайн. Я не являлся представителем клиента, который не понимает, что ему нужно, не имеет возможности работать напрямую с дизайнером, может задержать оплату и будет держать исполнителя в ежовых рукавицах. Всё с точностью наоборот. Часто наши читатели спрашивали, где найти таких классных клиентов, а тут была уникальная возможность поработать с одним из них.

Уровень конкуренции на рынке дизайна настолько низок, что стоит появиться на нём человеку, который на подобное объявление напишет следующее, то проект почти точно уйдёт к нему.

«Привет, меня зовут Вася. Я могу выполнить описанную в объявлении задачу. Я работаю от 100к и если вас это не пугает, готов пообщаться с вами голосом завтра в 14:00. Разговор на полчаса. Познакомиться и обсудить важные моменты. Если время неудобно, назначьте свой вариант в таком-то диапазоне часов. Вот ссылка на работу из моего портфолио, которая наиболее подходит к вашему случаю. Назначаем переговоры? П.с. не думаю, что ваш проект может стоить дороже 200к и занять дольше 30 календарных дней на отрисовку».

После такого сообщения клиент может не думать, а выбрать из предложенных вариантов, один из которых самый очевидный. Как в хорошем интерфейсе, не правда ли?

За такой сервис клиенты платят большие деньги. Они понимают, что специалист снимет с них головную боль, связанную с ведением работы. А сколько денег стоит час клиента, который оплачивает нам шестизначные суммы? То-то же.

Сейчас же реалии таковы, что дизайнеры предлагают клиентам проходить удивительные квесты для получения результата. Причём за вполне ощутимые деньги. В качестве примера вот вам второй комментарий к моему объявлению. «Обращайтесь к нам по дизайну, сделаем хорошо. Можем помочь на всем цикле разработки продуктов». Это начало квеста. Затем нужно пойти в профиль человека, разобраться, кого он представляет, попасть на сайт представительства, найти там контакты и сделать запрос на оценку. Ещё раз. И вот первое задание выполнено, вы получили золото, экспириенс и можете двигаться дальше.

19 проверочных вопросов после первичных переговоров с клиентом

После первичных переговоров каждый представитель Проектората должен знать ответы на 19 проверочных вопросов. Ниже я приведу этот перечень, а вы можете проверить, на какие из них важно получать ответы вам в своей работе. Или даже использовать его в качестве чек-листа, если наша методология близка вам по духу.

  1. Как зовут клиента и какую должность он занимает?
  2. Вы уверены в том, что пообщались с клиентом, а не с его представителем, который в итоге перенаправит вас на ЛПРа?.
  3. Знает ли клиент, как зовут вас и какую должность занимаете вы?
  4. Знаете ли вы, что от вас хочет получить клиент в результате работы?
  5. Вы уверены, что вы, используя специфические термины, говорите об одних и тех же вещах? (Прототипы и мокапы, адптивные и мобильные версии и т.д.)
  6. Есть ли пример уже готового продукта, на который вы можете вместе посмотреть, чтобы ориентироваться на одно и то же?
  7. Знает ли клиент, что он получит от вас в результате работы?
  8. Вы уверены, что на данном этапе клиенту нужны именно ваши услуги? Не пытаетесь ли вы предложить ему то, в чём не компетентны или что ему понадобится чуть позже или вовсе не понадобится?
  9. Знает ли клиент, из каких этапов будет состоять ваша работа?
  10. Знает ли он, что в процессе может понадобиться его личное время? Понимает ли он зачем, и действительно ли это необходимо?
  11. Подтверждает ли он свою готовность работать по вашей схеме?
  12. Знает ли клиент, по какому принципу вы принимаете оплату? Когда? В каких частях?
  13. Знает ли клиент, что ему скорее всего придётся заплатить за дополнительные этапы работы, о которых он не подозревал? (Адаптивка, функциональная спецификация и т.д.)
  14. Представляет ли он, на сколько это может увеличить ценник в процентном соотношении?
  15. Знаете ли вы оба, при соблюдении каких условий работа будет считаться выполненной?
  16. Знаете ли вы отношение клиента к тому, что вы опубликуете его работу в портфолио? Если он не против, то когда это возможно сделать?
  17. Знает ли клиент, что произойдёт после ваших переговоров? И когда (с точностью до часа)?
  18. Знаете ли вы email вашего клиента?
  19. Знаете ли вы, откуда клиент узнал о вас?

Ну что, на сколько пунктов вы ответили положительно? А на сколько пунктов положительно ответили ваши сотрудники?

Если какие-то пункты вам непонятны, вы можете посмотреть небольшую презентацию, в которой я расшифровываю каждый пункт.

Напоследок традиционно напоминаю, что делюсь своим личным опытом, сформированным в определённых условиях в рамках моей профессиональной деятельности. Не стоит воспринимать это, как инструкцию или призыв к действию. Лучше — как пищу для размышления и повод для новых вопросов.

Про зависимость от денег на фрилансе или «деньги умных любят»

А вот вам ещё одна история про Петю и Васю. У ребят сложилась плохая жизненная ситуация. Закончились деньги. Совсем. И так получилось, что оба внезапно получили по новому клиенту. Стоимость проектов — по 100 000 рублей. Петя и Вася получают предоплату 50% и приступают к работе. Петя сразу идёт в магазин и тратит часть предоплаты. А Вася затягивает пояс потуже, продолжает питаться гречкой и позволяет друзьям угощать себя в быстропитах.

Петя размышляет так: «Оставшейся части предоплаты мне хватит ещё на пару недель. А там и постоплату заработаю. Сосредоточусь на том, чтобы поскорей заработать постоплату».

А Вася размышляет так: «Пока проект не сдан, это не мои деньги. Сосредоточусь на том, чтобы клиенту понравился результат моей работы. Тогда и деньги появятся, и рекомендации».

В этот момент Петя попадает в зависимость от денег клиента. Ведь если что-то пойдёт совсем не так, его могут попросить вернуть предоплату. А часть предоплаты уже истрачена. Это пугает и убирает почву из-под петиных ног. Теперь его цель — поскорее закончить работу, чтобы выбраться из этой ситуации. Если клиент даёт правки, Петя поневоле начинает нервничать и старается уменьшить их количество, аргументируя даже там, где это не имеет большого значения. Это охлаждает отношения с заказчиком и работать становится всё тяжелее. И вот Петя не находит в себе сил сесть за очередную итерацию и проваливает названные сроки. Вот он появляется лишь через день с извинениями. Вот он снова пропадает уже на больший срок. Чтобы вновь сесть за работу, Петя прикладывает титанические усилия, но клиент уже недоволен.

Вася всё это время к предоплате клиента не прикасался и понимал, что если что-то пойдёт совсем не так, он разойдётся с клиентом, вернув ему деньги, получив урок и понеся минимум репутационных издержек. Вася не рассматривает этот сценарий, как потенциальный, но он уверен, что его финансовый тыл прикрыт, и поэтому спокоен. Это спокойствие позволяет ему не только вести проект к общей цели (сделать его так, чтобы он понравился клиенту, и чтобы последний продолжил сотрудничать с Васей и в будущем и рекомендовал его), но и работать над привлечением новых клиентов. Клиент чувствует это спокойствие и уверенность и видит, что Вася не нарушает сроков. Их отношения тёплые и доверительные. Васе не трудно садиться за каждую новую итерацию и он выполняет проект раньше срока, получает постоплату и новый заказ от того же клиента.

Петя в этот момент пишет своему заказчику сообщение о том, что он за городом, извиняется за это и обещает объявиться завтра.

После постоплаты Вася тратит лишь часть гонорара, а часть откладывает, чтобы при работе со следующим клиентом не только не зависеть от его денег, но и не питаться гречкой.

По одежке встречают, по уму провожают. Первичные переговоры на фрилансе

Сейчас я расскажу об очень важной вещи: целеполагании. Когда я только начинал работать на фрилансе, я странно вёл себя на первичных переговорах с заказчиками. Я держал в голове мысль: «Мне нужно заполучить этого клиента и заработать максимально возможное количество денег в рамках работы с ним». И я искренне считал, что это и являлось целью первичных переговоров. Как же я ошибался! Читать далее По одежке встречают, по уму провожают. Первичные переговоры на фрилансе

Точность — вежливость королей и долг всех добрых людей

Я повторял, повторяю и буду повторять ещё неоднократно в будущем: называйте сроки с точностью до часа! Ещё раз: называйте сроки с точностью до часа.

Теперь проиллюстрирую на живом примере. Представьте себе: вы клиент, который заказывает что-то у специалиста. На самом деле это не так просто представить, особенно если речь идёт о рынке IT. Не самые бедные люди решают вкладывать свои кровные 10-20-50-100 тысяч рублей в проектирование-дизайн-вёрстку-программирование. С высокой вероятностью эти люди зарабатывают больше, чем исполнители подобных заказов. Хотя, знаете что? Так ли это важно? Мне кажется, уважения достойны часы любого человека на этой планете.

Вы внесли предоплату и вам назвали срок в такой форме: «К следующей пятнице будет готово». Что это означает? Что готово будет в любой момент от сегодняшнего дня до 23:59 четверга. Вы находитесь в состоянии неопределённости все эти дни. Это может быть не так важно, но где-то в подсознании у вас назойливо будет работать программа: «Мне могут в любой момент показать результат». Эта программа создаёт дискомфорт.

Или вам сказали: «Результат будет в следующую среду». Это означает, что в среду с 00:00 до 23:59 вы получите результат. 24 часа! А если этот результат требует демонстрации на переговорах, даже коротких, вы понимаете, что они могут произойти в любой момент в этом диапазоне времени. Вы не можете их запланировать, поставить в свой стройный календарь, не можете подготовиться к этому событию. Это тоже создаёт дискомфорт.

Если вы клиент и вам назвали сроки таким образом, вы для себя решите так: «Результат будет в среду? Ну, ок. Значит, среда под вопросом, буду ориентироваться на четверг. Переговоры придётся самому назначать. Зато этот исполнитель явно с пониманием отнесётся к постоплате в четверг, после завершения банковского дня».

А теперь из шкуры клиента перенесёмся в шкуру исполнителя и подведём итоги:

— Называйте срок сдачи работы с точностью до часа. В формате: 23 февраля, в 14:00;

— Говорите, что произойдёт в момент сдачи. Например: «23 февраля, в 14:00, на ваш email я пришлю закрывающий акт». Или «23 февраля, в 14:00 предлагаю провести переговоры с презентацией результата моей работы. Либо назовите любое удобное для вас время».

— Если речь идёт о сдаче результата, требующего переговоров, не нужно стараться провести их раньше назначенного срока, если вы всё успели сделать быстрее, чем планировали. Отвечайте за срок с точностью до часа. Точность — вежливость королей.

У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки

Когда я только оказался на фрилансе, мне было страшно. Страшно остаться завтра без заказов, а значит и без денег на еду. Поэтому, общаясь с тогда ещё немногочисленными новыми клиентами и называя им стоимость работ, я старался озвучивать именно те цены, на которые, по моему мнению, они будут согласны наверняка.

Это часто ставило меня в ситуацию, когда я работал слишком за дёшево. Но в голове вертелась мысль: «Если бы я не взялся за задачу, то я бы ничего не делал. А лучше делать что-то, чем ничего». Когда меня просили сделать скидку, я делал, рассчитывая тем самым уменьшить шанс отказа. Когда просили уложиться в определённые сроки, я соглашался по тем же причинам. Был даже случай, когда пришлось постфактум включить в работы по проектированию изначально не запланированное написание функциональной спецификации. Тогда я думал, что иду на это ради потенциальных следующих заказов от этого клиента. Читать далее У страха глаза что плошки, а не видят ни крошки

Пора и стыд знать

Рассмотрим простой рабочий пример. Проектировщик провёл первичные переговоры с клиентом, подготовил функциональные требования, сделал коммерческое предложение, отправил его на email. На следующий день получает ответ: «Мы подумаем и через неделю свяжемся с вами, чтобы озвучить решение». Раньше в такой ситуации мы говорили «Хорошо» и ждали. Теперь же мы делаем по-другому, значительно увеличивая шансы того, что клиент будет работать именно с нами. Читать далее Пора и стыд знать

Коллеги бранятся — только тешатся

Много лет назад я работал проектировщиком в компании Вебмастер.спб. Однажды мы проводили переговоры с клиентом, где я собирал технические требования к проекту. В переговорах участвовал сам заказчик в лице генерального директора, Андрей Рябых (генеральный директор компании Вебмастер.спб), ну и ваш покорный слуга. В процессе переговоров мы с заказчиком нашли общий язык, а Андрей периодически вворачивал мысль, которая противоречила нашему с клиентом видению ситуации. Я пару раз поправлял Андрея и мы двигались дальше.

После переговоров, на пути в офис, Андрей сказал мне примерно следующее: «Я могу быть неправ в своих мыслях, но в будущем воздержись от того, чтобы поправлять человека из твоей команды (если, конечно, речь идёт не о фактологических ошибках). Для клиента мы должны представлять собой единый дружный организм, не противоречащий сам себе». Я замечание услышал и в дальнейшей работе, если моё мнение расходилось со мнением шефа, держал рот на замке во время переговоров. Зато после переговоров мог говорить что угодно.

Тогда у меня не было достаточно опыта, чтобы действительно понимать этот совет, но со временем это понимание пришло. Один из наглядных примеров я увидел в прошлом году. На этот раз со стороны исполнителя был только я, а на стороне заказчика собралось четверо человек: собственник и трое его сотрудников. Переговоры велись по Скайпу. Я продемонстрировал прототип и минут через пятнадцать после начала переговоров слово взял программист клиента. Говорил он уверенно и во многом правильные вещи, но вот беда: это сильно противоречило тому, о чём мы общались с собственником. Началась «перепалка». Я взял это слово в кавычки потому что особого негатива в этом споре не было, но и прийти к согласию стороны не могли. Продолжалось это довольно долго, и я всю дорогу молчал, наблюдая за происходящим.

В итоге продуктивные переговоры так и закончились на тех первоначальных двадцати минутах, хотя продлились чуть дольше часа. Эта история повторилась ещё пару раз, после чего программиста больше не допускали к нашим переговорам.

«Ну и что такого?» — спросите вы. А то, что из-за такой мелочи могла остановиться вся работа. Я прямо сказал собственнику, что мне не хотелось бы участвовать в дальнейшем в подобных переговорах. Если бы мы не были знакомы лично, это поставило бы под угрозу наши отношения. И не забудем, что в этой истории я был исполнителем. А представляете, что чувствует заказчик, вкладывая несколько сотен килорублей в работу команды специалистов и видя, как они не могут прийти к согласию?

Выводы:

— Участвуя в переговорах в составе собственной команды, не перечьте друг другу в рамках субъективных решений;

— Сначала приходите к согласию внутри команды, и только потом транслируйте решение клиенту, чтобы получить обратную связь;

— Если противоречия внутри команды всё же возникли и мешают достичь поставленных перед встречей целей, не бойтесь остановить переговоры и перенести их на следующий раз, когда эта проблема будет уже решена.

125 простых советов по улучшению юзабилити вашего сайта

Перевод статьи Ника Коленды «125 Easy Tweaks to Optimize Your Website’s UX/UI Today» с комментариями Проектората. Версия 1.0 от 5 января 2017 года. Читать далее 125 простых советов по улучшению юзабилити вашего сайта

Даже если ты тысячу раз прав, какой в этом толк, если твой клиент плачет?

К Пете на фрилансе приходит заказ на дизайн (UI, UX, полиграфию, наружку, да что угодно). Они с клиентом обсудили детали, и Петя принялся за работу. Названный срок — 30 дней. Стоимость — 100к.

Через три недели показывает промежуточный результат. Всё классно, но тут, тут и тут нужно переделать. А Петя мало того что красотищу нарисовал, но и плюс к этому рисовал её в ущерб лёгкости дальнейших правок. Исправить нужно всего ничего — шапку сайта перекомпоновать, а придётся вносить эти правки в 30 макетов. Часа два лишней работы на ровном месте.

Начинает аргументировать в пользу своего решения. И так ловко! Весь багаж знаний пригодился. Петино решение и для адаптивки лучше подходит, и таинственным законам seo не противоречит, и бизнесу клиента пользы принесёт. А у клиента аргументов не много. Ему просто хотелось чуть-чуть по-другому. А тут ещё Петина аргументация про его бизнес диссонансу навела. Он ему 100к за дизайн платил, а Петя его готов консультировать по деньгам, конверсиям и средним чекам (а такие консультации на порядок дороже будут стоить, особенно если консультант готов взять ответственность за свои советы).

«Ладно», — думает клиент и машет рукой, — «Не переспорить мне его. Пускай потом Леночка переделает этот кусок». Ну а дальше классический сценарий. Проект нарисован, сроки чуть-чуть провалены, постоплата чуть-чуть задержана, но через три месяца всё кончено и все остались при своём. Петя — при деньгах, а клиент — при дизайне. Дизайн, конечно, красивый, но хотелось чего-то другого. Но ничего, клиент сделает, как есть (и даже Леночку напрягать не будет), а в следующий раз обратится к кому-нибудь посговорчивей.

Через полгода клиент, возможно, выяснит, что Петино дизайнерское решение действительно положительно повлияло на конверсию. А, возможно, и отрицательно. Или вообще никак не повлияло. Но он всё равно о Пете не вспомнит в этот момент, потому что от него он в своё время получил не то, что хотел.

И так почти с каждым новым клиентом. Почти, потому что с некоторыми из них Петя на одной волне и с первого раза угадывал, что им было нужно, да так, что даже переделывать ничего не приходилось. Из 10 клиентов постоянным становился 1, но даже этот один не спешил с рекомендациями, потому что услуга Пети ему казалась волшебной и не хотелось делиться ресурсами такого сокровища с другими.

А теперь взглянем на Васю. Вася тоже занимается дизайном. Но Вася не эксперт в чужих бизнесах, seo, адаптивке и фреймворках. Он просто делает сносные проекты в срок и в таком виде, в котором их хотели получить клиенты. Для этого он показывает первый результат уже через три дня, а не через три недели. Он делает макеты, точно зная, что их нужно будет править в течение всей работы и поэтому не так активно защищает своё видение (хотя и не стесняется поделиться им с клиентом).

Время летит, а клиентов у Васи всё больше. Из 10 постоянными становятся 6, а 5 из них рекомендуют Васю друзьям. Потому что не замечают в его работе ничего волшебного. Парень делает первую версию, вносит в неё несколько правок, чтобы получился ожидаемый результат и вовремя забирает постоплату (потому что как-то некрасиво задержать выплату человеку, который сам тебя нигде не подвёл со сроками).

Но растёт не только количество клиентов. Вместе с ним увеличивается и объём знаний Васи. Там где у Пети было 10 работ в портфолио, у Васи их уже набралось 60. А через полгода клиенты, которые обращались к нему повторно, показывали ему метрики тех проектов, которые были реализованы по не очень классным дизайнам Васи. И предлагали ему внести улучшения. На этих живых проектах Вася получал тот опыт, до которого не так-то просто добраться Пете. Тут Вася на практике и про бизнес разузнал, и про конверсии, и про средние чеки.

Клиенты Васи всю дорогу получали то, что хотели, и это делало их счастливыми. И они обращались к нему снова и снова, зная, что он повторит этот фокус. Так как клиентов много, а Вася один, ему приходится поднимать стоимость своих услуг. И если кто-то из вновь обратившихся спрашивает: «А чего так дорого?» Вася отвечает: «Вас много, а я один». И возразить на это нечего. «Если у него столько клиентов, значит, наверное, парень хорошо своё дело делает», — думают они и соглашаются.

Вася знал, что между его дизайном и теми деньгами, которые этот дизайн мог бы принести клиенту, лежит большой промежуток времени и не старался продавать то, что произойдёт так нескоро. Всё, на что он мог повлиять, — это жёсткие сроки и предсказуемый результат. Вася, уступая клиентам и делая их счастливыми, убивал сразу двух зайцев. Получал доступ к информации о чужих бизнесах и накапливал денег. Настала пора и о своём бизнесе призадуматься.